[ Главная ] [ Чертежи ]

"Авиа" A15N

Описание

Биография пражского завода «Авиа» не совсем обычна. Это предприятие, возникшее еще в 1919 году, в течение десятилетий строило самолеты, что, кстати, полностью соответствовало его названию. Оригинальные 'истребители собственной конструкции, лицензионные «фоккеры» и «мессер-шмиты», а затем работяги Ил-14 — вот далеко не полный перечень продукции завода.

Но в 1960 году «Авиа» неожиданно спускается с небес на землю, начав производство грузовиков марки «Прага»: автомобили оказались нужнее, чем самолеты, и вскоре завод полностью отказался от выпуска летающей техники. Сегодня о былой специализации «Авиа» говорит лишь фирменная эмблема с изображением парящей чайки...

Выход промышленного предприятия на мировой уровень немыслим без использования современной технологии, и «Авиа» покупает лицензию на производство легких грузовиков у французской фирмы «Савьем». В 1971 году с конвейеров пражского завода сошли первые автомобили нового поколения грузоподъемностью 1,5 и '''3 т, получившие обозначения А15 и АЗО. Вскоре к ним добавились 2-тонные фургоны А20, а всего с учетом различных модификаций кузовов число выпускаемых моделей «Авиа» достигло трех десятков при общем «тираже» 12 тысяч машин в год.

Все модификации семейства А15 — АЗО похожи друг на друга и имеют унифицированные комфортабельные кабины со звукопоглощающей изоляцией. Каждая из моделей машины выпускается в трех вариантах: короткобазовом, длиннобазовом и нормальном (в обозначении каждого из них соответственно добавляются литеры К, L и N). Различаются и двигатели — на А15 устанавливают дизели мощностью 72 л. с, а на АЗО — 80 л. с.

До 1976 года автомобили «Авиа» поставлялись только на внутренний чехо-словацкий рынок, но затем начали экспортироваться и в другие страны. В 1978 году экземпляр машины поступил в Советский Союз. После всесторонних испытаний автомобиля был заключен долговременный контракт, и уже в следующем году грузовики «Авиа» появились и на дорогах нашей страны. Это были в основном бортовые автомобили модели A30N с тентом, изотермические фургоны A30K-S1 и фургоны А20. Всего в СССР фирма экспортировала 40 тысяч машин, причем в последнее время поставляются только усовершенствованные модели двух модификаций — A2I и А31.

Потребители в разных странах единодушно оценили такие важные достоинства чехо-словацких грузовиков, как их высокая надежность и экономичность. Автору этих строк довелось побывать на заводе «Авиа» и подробно ознакомиться со всеми этапами технологического процесса. Невольно обращаешь внимание на тщательность проверки каждого сходящего с конвейера автомобиля — на многочисленных стендах по контролю тормозных систем, отладки двигателей, передних мостов и другого оборудования. Гарантия на автомобиль составляет 6 месяцев, причем машины, эксплуатируемые в Чехо-Словакии, первые 2500 км своего пробега находятся под строгим надзором специальной заводской службы сервиса.

Потребителю не нужно заботиться о регулировке клапанов двигателя, ограничителей тормозов, отладке переднего моста — все это сделают механики «Авиа». Пробег до капитального ремонта составляет 150 тысяч км, а конструкция автомобиля рассчитана на прохождение трех капитальных ремонтов. «Авиа» A15N — типичный представитель семейства легких грузовиков. Автомобиль имеет сварную раму, мягкие подвески (витые пружины с телескопическими амортизаторами) и откидывающуюся вперед кабину, соединенную с рамой через амортизаторы. Двигатель — четырехцилиндровый дизель модели 712-13 объемом 3596 см3 и мощностью 72 л. с. при 3000 мин"1. Ведущий мост задний. Тормоза гидравлические с автоматической регулировкой силы сжатия колодок в зависимости от нагрузки автомобиля. Грузовая платформа имеет только один откидной борт — задний и оснащается съемными сварными дугами и непромокаемым тентом. Собственная масса грузовика 2140 кг, полезная нагрузка— 1810 кг. Скорость движения по шоссе — 80,8 км/ч, расход топлива на 100 км пути составляет 11,5 л. Коробка передач полностью синхронизированная, четырехступенчатая (с середины 80-х годов часть машин комплектуется и пятиступенчатыми КП).

Б. Рогожин

Чертежи: вид слева, спереди\сзади, сверху, фотография интерьера кабины, сехма подвески переднего моста. JPG 2969x2114 px, 865 Кб.

Фотографии: A15N (1.5 т) - вверху; A31K-S1 (изотермический кузов) - слева; A30L - (бортовой кузов) - справа; A31N-PK (удлиненная кабина) - внизу. JPG, 2410x3450 px, 758 Кб.

Шасси:

Источник: журнал Моделист-Конструктор 1990 г. №10

Hosted by uCoz